14/09/2006
IVECO Daily: тридцать лет успеха



Похоже, 2006 год войдет в историю как год массового обновления семейств в малотоннажном секторе европейского автомобильного рынка. Вслед за концернами DaimlerChrysler, Volkswagen и Ford о своем намерении выпустить новое поколение легких грузовиков, фургонов и автобусов заявил IVECO и чуть позже концерн Citroёn/Peugeot. Конкуренция между моделями усилилась, а у покупателей появилась возможность широчайшего выбора. Сегодня наш рассказ о новом IVECO Daily, и начнем мы с истории появления и развития конструкции популярного автомобиля.

Начало разработки первого поколения грузовика Daily приходится на 1973 г. Через два года завершилось слияние компаний Magirus-Deutz, FIAT, UNIC, OM и Lancia Veicoli Special, вследствие которого был образован концерн IVECO, а еще через три года, в 1978 г., производство Daily наладили на заводе в Брешии (Италия). Таким образом, Daily стал первым осуществленным проектом нового концерна. Самым популярным из серии машин с полной массой от 3,0 до 6,0 т стал 3,5-тонный вариант с 2,5-литровым дизелем Sofim 8140, развивающим мощность 80 л.с.

К техническим достижениям автомобилей относили применение передней независимой двухрычажной подвески с продольными торсионами в качестве упругих элементов, наличие прочной рамы, а также эффективных передних дисковых тормозов и легкого рулевого управления. В городском потоке и на узких улочках IVECO Daily не уступали легковым автомобилям в разгонной динамике, были маневренны и заслуженно завоевали одобрение водителей. Компактный грузовичок оказался к тому же очень долговечным, его пробег до капитального ремонта превышал 500 тыс. км, а новаторский по тем временам дизайн кабины стал одним из существенных составляющих успеха на рынке. В 1985 г. на моделях Daily появились первые в этом классе машин дизели с турбонаддувом, рабочий объем которых был увеличен до 2,5 л. Двигатели получили систему непосредственного впрыска, а их мощность возросла до 92 л.с. Их начали устанавливать на заново разработанные версии 35.10, 45.10 и 49.10, существенно расширившие семейство моделей. Вслед за ними стали предлагать полноприводные варианты и даже версию с электроприводом и тяго­выми аккумуляторами.

Лучшее – враг хорошего

Первая модернизация автомобилей была проведена в 1989 г. Дизайн кабин обновили, силовой агрегат и трансмиссию заменили на более совершенные, в частности, появился новый 116-сильный дизель с непосредственным впрыском и турбонаддувом, дополненным промежуточным охладителем воздуха, а число предлагаемых покупателям модификаций достигло сотни. Новые двигатели, созданные на основе модернизации дизеля Sofim 8140, отличались уменьшенным на 15% расходом топлива и не требовали серьезного ремонта до пробега 700 тыс. км. В 1991 г. производство Daily было налажено даже в Китае.

1998 г. стал годом рекордных продаж семей­ства Daily. Во всем мире было продано 75 тыс. малотоннажников и автобусов на базе легкого грузовика, что намного превышало результат ближайших конкурентов. Доля Daily в сегменте легких грузовиков на европейском континенте составила 18%, при этом спрос на автомобили стабильно увеличивался. В 1999 г. руководство IVECO приняло решение о начале их выпуска в Испании.

«Фургон 2000 года»

В 1999 г. начались продажи новой производственной гаммы моделей Daily City Truck, включавшей три класса автомобилей (L, S и С) грузоподъемностью от 1,5 до 4 т. В 2000 г. новый Daily получил престижный титул «Фургон года» и существенно укрепил свои рыночные позиции. Автомобили обновленного семейства снабжались новыми дизельными 2,8-литровыми двигателями с системой подачи топлива из общей топливной магистрали (Common Rail), находящейся под давлением 1350 бар. Благодаря электронному регулированию работы дизеля, учитывающего скорость движения автомобиля, ускорение, замедление, сопротивление качению, температуру окружающего воздуха и др., новые силовые агрегаты выгодно отличались от старых моторов высокой эластичностью, лучшей экономичностью и прекрасными мощностными показателями при снижении токсичности и уровня производимого шума.

На смену предкамерному 85-сильному дизелю пришел 90-сильный, нового семейства Common Rail Unijet с максимальным крутящим моментом 210 Н·м при 1800 мин-1. Наиболее востребованными оказались модификации автомобилей со 105- и 125-сильными двигателями, максимальный крутящий момент которых составлял 250 и 290 Н·м. Самым мощным из устанавливавшихся на автомобили семей­ства Daily в то время был 146-сильный дизель Unijet HPT с турбонаддувным агрегатом, имевшим изменяемую геометрию турбины. Впервые наряду с торсионной подвеской передних колес покупатели могли заказать автомобили с упругим элементом подвески в виде поперечной рессоры. С целью поддержания горизонтального положения кузова автомобиля при различной нагрузке по желанию покупателя в список дополнительного оборудования была включена задняя подвеска с пневмоэлементами. Ею оснащались многочисленные версии шасси, на которые специальные производители устанавливали автобусные кузова. Заново сконструированная передняя часть рамы лучше отвечала требованиям пассивной безопасности. Водителя и пассажира защищали две надувные подушки, а у тормозной системы с АBS появились электронные «помощники»: система распределения тормозных сил и противобуксовочная система. В 2000 г. число моделей и их разновидностей в семействе Daily City Truck достигло трех тысяч.

Двигатели стали совершеннее

Осенью 2002 г. в результате завершения очередного этапа работ по совершенствованию автомобилей семейства Daily на производство были поставлены существенно модернизированные модели с новыми дизельными двигателями серий HPI и HPT.

Применение нового 4-цилиндрового 16-клапанного 2,3-литрового турбодизеля HPI с системой впрыска Common Rail второго поколения с одной управляющей и одной главной форсунками, развивающего в зависимости от исполнения мощность 96 или 116 л.с., позволило снизить эксплуатационные расходы благодаря высокой экономичности дизелей и уменьшению объема их технического обслуживания. Новый двигатель отличался малой шумностью и отвечал нормам по токсичности. Зубчатый ремень в приводе газораспределительного механизма на этом моторе требует замены лишь раз в 5 лет или после пробега 240 тыс. км. В головке блока расположены два распредвала, причем зазоры в клапанном механизме устраняются гидротолкателями. Интервал замены масла и масляного фильтра увеличен до 40 тыс. км.

Конструкция 3-литрового дизеля HPT с цепным приводом распределительных валов близка к конструкции мотора HPI и отличалась установкой турбонаддувного агрегата с изменяемой геометрией турбины. Срок службы цепи до замены увеличен до 350 тыс. км. Дизель развивал мощность 136 или 166 л.с. и был в то время самым мощным для автомобилей класса Daily. На этом дизеле удалось достичь не только выдающейся удельной мощности, но и пологой характеристики крутящего момента (максимальное значение – 380 Н·м) по всему диапазону оборотов мотора. С новыми двигателями устанавливали новые механические КП: 5-ступенчатую с синхронизированной передачей заднего хода и 6-ступенчатую с повышающей передачей. Дизели рабочим объемом 3,0 л были разработаны для грузовиков полной массой до 6,5 т, предлагаемых покупателям с кузовами типа фургон и в виде шасси с кабиной. На задней оси они имели двускатную ошиновку колес.

Учитывая мировую тенденцию расширения применения на грузовых автомобилях автоматизированных механических трансмиссий, создатели Daily совместно со специалистами ZF (ФРГ) предложили покупателям свою версию подобной 6-ступенчатой КП. Сохранив основные преимущества обычной механической коробки (высокие КПД и быстродействие, меньшую по сравнению с гидромеханическими агрегатами массу и простоту обслуживания), новый агрегат, который начали устанавливать на модификацию Daily Agile, обеспечивал возможность переключения как в автоматическом, так и в секвентальном ручном режимах с автоматизацией работы механизма сцепления, давая возможность водителю забыть о педали сцепления. Как показали испытания, новая коробка снижала потребление топлива автомобилем даже по сравнению с традиционной механической. Конструкторам удалось применить электромеханический привод переключения – более простой, точный в работе и надежный, чем электрогидравлический, используемый на ряде известных агрегатов фирм-конкурентов. Система управления могла адаптироваться к стилю вождения конкретного водителя, а также имела возможность распознавать движение на подъем.

С января 2005 г. на модификации с разрешенной полной массой менее 3,5 т вместе с АBS устанавливается электронная система поддер­жания курсовой устойчивости (ESP), обеспечивающая максимальный уровень безопасности при движении в любых условиях.

При установке ESP на версии Daily Agile в систему управления автоматизированной КП встраивается дополнительная функция помощи при трогании на подъеме, что позволяет начать движение без использования стояночного тормоза.

Лучший фургон 2005 года

По итогам конкурса Motor Transport Awards, ежегодно проводимого в Великобритании, IVECO Daily был признан «Лучшим фургоном 2005 года». Высокие результаты, достигнутые Daily на британском рынке, были подкреплены престижной наградой «Дилер года», полученной дистрибьютором коммерческих автомобилей IVECO компанией North Truck & Van Ltd. (NETV), расположенной в г. Биллингеме.

Критерии оценки получали, исходя из ключевых факторов, определяющих решение различных автохозяйств о закупке для своего парка тех или иных автомобилей, – топливной экономичности, надежности, полных затрат за период эксплуатации, комфорта в кабине и послепродажной поддержки производителя.

New Daily 2006 года

Спустя почти тридцать лет после дебюта первого поколения Daily перед создателями очередного поколения автомобилей встала та же задача: как обеспечить лучшее соответ­ствие конструкции малотоннажника новым, все время ужесточающимся требованиям транспортников. По-прежнему определяющим при выборе грузовика той или иной модели является экономическая эффективность его эксплуатации, которая в свою очередь зависит от соответствия технических параметров двигателя и трансмиссии условиям движения, применения кузовов необходимых размеров и грузоподъемности, достижения высоких тягово-динамических и экономических параметров при движении и т. д. Увеличение интенсивности движения сказалось на ужесточении требований к пассивной и активной безопасности, а также удобству управления автомобилем. Среди важнейших факторов, влияющих на покупку, остается современный, выразительный внешний облик автомобиля, на который обращают все большее внимание владельцы транспортных компаний и частные перевозчики, напрямую связывая его с престижем своей фирмы или бизнеса.

Роль грузовиков IVECO Daily в стратегии концерна ничуть не уменьшилась за три десятилетия. Успешность проекта подтверждает факт выпуска миллионного микроавтобуса IVECO Daily три года назад и свыше миллиона грузовых автомобилей, проданных в различных странах мира. Сегодня модели этой марки сходят с конвейеров заводов в Италии, Испании, Китае, Бразилии и Германии, однако, чтобы не сдавать свои высокие рыночные позиции, конструкция автомобиля должна постоянно совершенствоваться.

New Daily образца 2006 года представляет собой серьезный шаг в эволюции знаменитого семейства, шаг, предпринятый после тщательного изучения опыта, накопленного в течение многолетней эксплуатации автомобилей прежних семейств и концентрации солидного творческого потенциала, которым располагают специалисты IVECO. Лучший автомобиль в классе должны делать лучшие в мире дизайнеры и инженеры! Следуя этому лозунгу, работы по созданию новой кабины, включая ее интерьер, были поручены дизайнерам и конструкторам всемирно известной фирмы Giugiaro, с воодушевлением взявшимся за решение поставленной задачи.

Дизайнерам удалось достичь удачного сочетания функциональности и выразительности внешнего вида: новые автомобили стали выглядеть более стремительными и динамичными. При взгляде на New Daily спереди обращаешь внимание на сужающиеся линии капота, продолжением которых являются формообразующие огромного воздухозаборника в массивном бампере. Новые фары и облицовка радиатора со вкусом «увязаны» в единое целое, при этом высоко расположенные фары лучше защищены от различного рода повреждений. Среди бесспорных удач дизайнеров и новые зеркала заднего вида со значительно большей, чем прежде, площадью остекления и расширенным углом видимости.

Корпуса зеркал жестко закреплены на двойных кронштейнах и дополнены световыми индикаторами поворота. Окна боковых дверей отличаются скошенной вниз нижней кромкой для обеспечения лучшей обзорности, а на верхней кромке дверного проема кузовов типа фургон появились третий «стоп-сигнал» и фонарь, освещающий площадку перед задними распашными дверями.

По сравнению с прежними моделями Daily у новинки 2006 года радикальным образом изменен интерьер кабины. Дизайнеры проанализировали движения человека за рулем и переместили рычаг управления КП на консоль, снабдив его тросовым приводом, исключающим передачу вибраций на руль. Эргономически правильное место занял и рычаг стояночного тормоза. Два эти нововведения облегчили процесс перемещения внутри кабины и облегчили работу водителя, а заново спроектированные, более удобные сиденья повысили комфортабельность езды. Основательной переработке подверглись рулевое колесо, дверные панели, материалы, из которых собирают панель приборов, конструкция отопителя. Автомобили поставляются покупателям с датчиками парковки, системой центральной блокировки дверей с управлением от кнопки на ключе зажигания. Особо следует отметить возросшее число емкостей для мелких предметов, которым также нашлось место в обновленном интерьере.

Модельный ряд IVECO New Daily включает три семейства автомобилей, обозначенных уже знакомыми буквами L, S и C. К семейству L относятся наиболее компактные модели общей массой до 3,3 т, позиционируемые как коммерческие автомобили, предназначенные для работы в городе. Грузоподъемность версий с кузовом фургон от 1,2 до 1,6 т, шасси с кабиной под установку различных кузовов – от 1,48 до 1,6 т. Автомобили предлагают с колесными базами от 3000 до 3450 мм и односкатными колесами на задней оси. Семейство S представляет собой гамму универсальных моделей с полной массой до 3,5 т грузоподъемностью 1,2…1,8 т. Колесная база – от 3000 до 3950 мм.

Автомобили, входящие в семейство S, с успехом работают как в городе, так и на загородных трассах, задние колеса у них тоже односкатные. Наиболее представительное по числу исполнений семейство С полной массой от 3,5 до 6,5 т включает множество моделей грузоподъемностью от 1,4 до 4,2 т, оснащенных задними двускатными колесами. На шасси семейства С компания IVECO и многочисленные кузовные фирмы устанавливают автобусные кузова длиной до 6,2 м. Объем кузовов типа фургон, доступных на шасси New Daily, варьирует от 7 до 17 м3.

IVECO New Daily оснащают пятью модернизированными четырехцилиндровыми турбодизелями рабочим объемом 2,3 л (мощностью 96, 116 и 136 л.с.) и 3,0 л (развивающими 136 или рекордные в классе 176 л.с.). Все дизели отвечают требованиям стандарта Euro 4 и отличаются сниженным объемом технического обслуживания. Новейшие версии 2,3-литровых дизелей снабжают агрегатом турбонаддува с изменяемой геометрией направляющего аппарата турбины.

New Daily интересен еще и тем, что в нем нашла применение система электропроводки (CAN-BUS), на 30% сократившая количество соединений и значительно повысившая надежность автомобиля. Среди оборудования, которым комплектуют машины на заводском конвейере, бортовой компьютер, новая аудиосистема с МР3-пле­ером, навигационная система с экраном большого формата, мобильный телефон hand-free.

Современные электронные системы обеспечивают высокий уровень пассивной безопасности автомобилей. В дополнение к одной из самых современных АBS автомобили могут быть укомплектованы системой электронного распределения тормозных усилий (ЕВD), системой поддержания курсовой устойчивости, противобуксовочной системой и системой, облегчающей водителю трогание на подъеме.

В России спрос на автомобили семейства Daily имеет явную тенденцию к росту. В крупных городах автобусы на шасси IVECO Daily работают в качестве маршрутных такси, солидную партию грузовиков Daily 65С17 в 2005 г. приобрела компания «Нестле ВотерКулерс СНГ», несколько грузовиков в начале 2006 г. проходили испытания в автопарке «Почта России». Главный критерий, продвигающий эту модель в нашу страну, – высокая эффективность эксплуатации, включающая долговечность, экономичность, низкие затраты на обслуживание и ремонт, отличные условия для работы экипажа, высокую цену при перепродаже. New Daily, бесспорно, упрочит репутацию «самого маленького европейского грузовика».

«Грузовик Пресс» №8/2006
В. Семёнов

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/

На верх