01/10/2007
Разность потенциалов - "Эксперт Волга"



Разность потенциалов - "Эксперт Волга"


Автопром - традиционно одна из ведущих отраслей в экономике Поволжья. Однако сегодняшнее состояние предприятий разнится кардинально. Некоторые компании успешно встраиваются в новые условия, принимая правила игры эпохи глобализации. У других этот процесс поистине мучительный.

Российский автопром, на 70-80% сосредоточенный в Поволжье, находится на распутье. С одной стороны, быстро растущий рынок и неплохие стартовые позиции дают местным предприятиям все шансы стать успешными в бизнесе 21го века. С другой - жесткая конкуренция с иностранными производителями и отставание от них практически по всем параметрам ставят под угрозу будущее российских игроков. И ключевым фактором риска тут является неудачный стратегический менеджмент. Насколько разными могут быть результаты работы, в общем­то, схожих производств, находящихся примерно в равных условиях, нам наглядно показывает современное состояние поволжских предприятий автопрома.

Производителей автомобильной техники, обосновавшихся в Поволжье, можно условно разделить на две группы: заводы, созданные еще в советское время, и новые или глубоко реформированные производства, чаще всего с иностранным участием. К первым относятся АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КамАЗ. Вторые - это "Иж­Авто", отдельные проекты и СП групп "Северсталь­авто" и ГАЗ, GMАвтоВАЗ. Все они выбирают сегодня свои стратегии бизнеса, и в зависимости от этого весьма существенно различается их положение на рынке и, что, пожалуй, важнее - перспективы.

В самом сложном положении оказался АвтоВАЗ. Доля рынка автомобилей Lada за последние несколько лет сократилась вдвое - с 50 до 25%, выручка компании немного растет, но чистая прибыль так и не превысила последнего рекорда, относящегося к 2004 году, - 4,5 млрд рублей. Стагнация на растущем рынке - крайне неприятная тенденция. Пока выход из нее не ясен ни руководству автогиганта (которое в очередной раз сменилось), ни аналитикам.

А вот КамАЗ стоит особняком. Производитель грузовиков и спецтехники на автомобильных шасси практически безболезненно переживает наплыв иномарок в Россию. Основными конкурентами на внутреннем рынке и рынке стран СНГ для КамАЗа являются отнюдь не мировые гиганты - Man, Scania, Volvo и т. д., а местные производители - МАЗ, Урал, КрАЗ. Они находятся в одном ценовом диапазоне с продукцией татарстанского автогиганта, в отличие от иност­ранных моделей, которые существенно дороже КамАЗов, в том числе изза высоких таможенных пошлин.

Собственные модели ГАЗа и УАЗа менее успешны, чем грузовики из Набережных Челнов, впрочем, нижегородские "Газели" до сих пор дер­жат около 65% рынка легкого коммерческого транспорта. А вот "Волга", уазовские "буханки" и UAZ Patriot и Hunter менее востребованы покупателями - сказывается сильная конкуренция с современными иномарками бюджетного сегмента. Поэтому "Группа ГАЗ" и "Северсталь­авто" (которая контролирует УАЗ, ЗМА и ЗМЗ) делают ставку на развитие совместных проектов с иностранными партнерами. У ГАЗа это приобретение английской компании LDV Holdings, а также платформы и завода по выпуску моделей Dodge Stratus и Chrysler Sebring. А группа Вадима Швецова развивает сразу несколько проектов - с японской Isuzu, корейской SsangYong, итальянской FIAT.

Удмуртский завод "ИжАвто", подконтрольный самарской группе "СОК", тоже сконцентрировался на сборке корейских автомобилей KIA, сейчас в его линейке три модели - Spectra, Rio и Sorento. Из отечественных разработок на конвейере остались лишь легкие пикапы на базе вазовской "четверки".

Совместное предприятие GMАвтоВАЗ выпускает внедорожник Chevrolet Niva в нескольких модификациях, а также периодически объявляет о планах по расширению модельного ряда за счет Opel, но пока новые проекты не реализуются.

Второй пласт предприятий автопрома - производители автокомпонентов. Крупнейший игрок в этом сегменте - уже упомянутая группа "СОК", по итогам 2006 года контролировавшая четверть всего российского рынка автокомплектующих. Ситуация в этом сегменте также непростая: технологическое отставание от западных компаний, конкуренция с представителями зарубежного автопрома и слабый инжинир

На верх