08/10/2007
"Экономика и Время": Автозаводы строят свой парк - индустриальный



"Экономика и Время": Автозаводы строят свой парк - индустриальный


Один из самых капиталоемких сегментов экономики Петербурга, автосборочный, созрел для того, чтобы начать формировать новый кластер - производство автокомпонентов. На это понадобится не менее 1,2 млрд евро. Эти средства могут окупиться в течение 8-10 лет, заявил в своем выступлении на конференции "Концепция формирования кластера производителей автокомпонентов в Санкт-Петербурге" президент Петербургской ассоциации производителей автокомпонентов Сергей Бодрунов.

В целом объемы выпуска продукции автомобильного кластера в 2012 году, по прогнозам Ханс-Юрген Кене - председателя совета директоров компании Agiplan (Германия), разрабатывающей концепции формирования кластера автокомпонентов, - превысят 3,6 млрд евро. Расчет основан на том, что к этому времени автозаводы Петербурга станут выпускать с конвейера 1 млн автомобилей в год. В таком случае им придется на 30% локализовать производство автокомпонентов в России. Отсюда и оценка объемов выпуска автокомпонентов.

Основная проблема в том, что сегодня оснащение большинства петербургских предприятий не удовлетворяет требования мировых автоконцернов. Потому выпуск комплектующих проще организовать с "нуля" - то есть построить новые цеха поблизости от автозаводов.

Для оптимизации затрат на строительство и создание инженерной инфраструктуры эти цеха удобнее собрать в один комплекс - индустриальный парк, в котором, как полагает Х.-Ю. Кене, при благоприятном стечении обстоятельств смогут выпускать продукцию уже в 2009 году. Сейчас под застройку ищут участок в 135-150 га. Есть несколько вариантов, но окончательный выбор сделают в начале 2008 года, когда определится круг партнеров по проекту. В проекте хотят участвовать более 60 российских компаний, объединившихся в Петербургскую ассоциацию производителей автокомпонентов.

В ассоциации создан венчурный инвестфонд, в котором в середине 2008 года намечено аккумулировать не менее 10 млрд. руб. Средства поступят от крупных девелоперов и коммерческих банков. На территории комплекса разместят также логистический терминал и офисы поставщиков технологий, отель и торговые центры. Инвесторы морально готовы к тому, что им придется начинать строить в чистом поле. Поэтому в затраты на инженерную подготовку территории заложено возведение собственной электроподстанции.

Впрочем, не все поставщики запчастей и оборудования для сборочных цехов желают локализоваться в одном месте. Не следует забывать, что во Всеволожске (Ленобласть) собирают автомобили Ford. И, например, британская компания Stadco Ltd. в ближайшие месяцы собирается начать строить свой штамповочный завод для поставки оборудования Всеволожскому заводу Ford, чтобы успеть ввести цеха первой очереди в строй в январе 2009-го. Инвестиции в проект - 100 млн евро.
Кроме того, японские автопроизводители (Toyota, Nissan, Suzuki) не спешат принимать решения по локализации автокомпонентов: сначала надо наладить саму сборку и использовать предоставляемый российским законодательством лаг по времени до того момента, когда придется заниматься локализацией производства. Потому не совсем понятно, для кого создается индустриальный парк. По-видимому, основным заказчиком выступит General Motors.

На верх