11/10/2007
"Континент Сибирь": Надежды китайского автопрома



"Континент Сибирь": Надежды китайского автопрома


Еще недавно автомобили из Китая казались в России экзотикой. Причем экзотикой, сомнительной с точки зрения качества сборки и дизайна. Но сегодня экспансия китайского автопрома стала реальностью. На рынок выходят производители как легковых автомобилей, так и грузовиков и спецтехники. Один из таких брэндов - крупнейший в Китае частный автопроизводитель пикапов и внедорожников - концерн Great Wall.

Чуть в сторону от прямой полосы платного автобана, который тянется от столицы Китая на юго-запад к городу Баодин, и дорога становится заметно хуже. Вдоль нее на несколько километров разбросаны склады и стоянки, забитые дорожной техникой, кранами, бульдозерами. Неподалеку, на развилке, находится и здание дилерского центра компании Great Wall - основная цель пресс-тура, организованного продюсерским центром "Д.Арт", ОАО "ТФК "КАМАЗ", автомобильным концерном Great Wall, автоцентром "Томь", туроператором "Глобус Тур", ОАО "Суховский" и отделом внешнеэкономических связей Кузбасской торгово-промышленной палаты. Еще через несколько сотен метров начинаются производственные корпуса (три технологические зоны) и заводоуправление крупнейшего частного китайского автопроизводителя джипов и пикапов. Первая технологическая зона - производство пикапов и внедорожников. Вторая - пока всего лишь пустырь, расчищенный и готовый в случае необходимости к возведению новых корпусов. Третья - новый заводской корпус, где еще пахнет краской (бетонный пол покрыт специальным лаком) и полным ходом идет наладка импортного оборудования. Здесь будут производить новинку - городской хэтчбек Florid собственного дизайна с дизельным или бензиновым двигателем. Всего в следующие четыре года Great Wall собирается инвестировать в свое производство порядка 10 млрд юаней.

В самом Пекине непросто обнаружить продукцию китайского автопрома. На столичных улицах и в его пригородах преобладают европейские, японские, корейские автомобили местной сборки - Volkswagen, Audi, BMW, Toyota. Нишу пекинских такси прочно захватили европейцы и корейцы - Volkswagen Passat прошлого поколения, еще более древние Citroen и относительно новые Hyundai Elantra.

Еще 10 лет назад в мировой статистике Китай вообще не фигурировал как страна, производящая автомобили. Сейчас здесь собирается более 2 млн легковых машин - в два раза больше, чем в России. В рейтинге азиатских производителей автомобилей Китай занял третье место после Японии и Кореи и вот-вот переместится на второе, оттеснив корейских автомобилестроителей. Парк легковых автомобилей КНР уже насчитывает 22 млн и, по оценкам экспертов, к 2020 году может достигнуть 220 млн.

Фото Федора БАРАНОВАПо словам советника российского посольства в Пекине Александра Козлова, Китай начал свои экономические реформы с достаточно низкого уровня: "Одна из главных составляющих успеха китайских реформ основана на том, что они стали представлять очень льготные возможности для иностранного бизнеса по размещению сборочных производств. Крупные западные компании массированно пришли в Китай в 1990-е годы, и сейчас уже ни одна из них не может игнорировать китайский рынок. Она должна создать свое сборочное производство, иначе проиграет в глобальной конкуренции. Такая экономическая модель дала КНР очень мощный старт. Но постепенно стало ясно, что производственный сегмент, который размещается в Китае, по сравнению со всей цепочкой производства товара (проектирование, разработка, финансирование, сбыт) наименее прибыльный. Собственно поэтому его сюда и вывезли. Основная часть стоимости товара приходится на начальное и конечное звенья цепочки. Условно говоря, если кукла Барби, произведенная здесь, стоит $10, то Китай получает с этого 35 центов.

Это неприкрытая и жесткая эксплуатация, но Китай на это сознательно пошел, чтобы получить в обмен технологии. Но в 1990-е годы стало ясно, что производственные технологии им не дают, просто перемещают невыгодные производства. Сейчас китайцы пытаются сломать эту модель, навязанную западниками, и создавать собственные товары и брэнды. Сегодня они занимаются этим во всех сферах. В том числе и жесткими способами, даже с н

На верх