11/10/2007
"Коммерсантъ": Грузовые резервы



"Коммерсантъ": Грузовые резервы


Отечественные автопроизводители начали отвоевывать утерянные позиции на рынке лизинговых сделок с грузовым автотранспортом. При этом единственным конкурентом российским автопроизводителям могут стать представители Китая. Однако и у них есть слабое звено -- неразвитое сервисное обслуживание и низкое качество сборки. Теперь все будет зависеть от того, насколько у российских автопроизводителей хватит возможностей для покрытия текущего спроса.

За истекшие девять месяцев на рынке лизинга грузового автотранспорта назрел перелом. Если в течение всех последних лет доля новых иномарок росла, то теперь рост затормозился. Это связано с двумя факторами. Квоты, выделяемые производителями развитых стран, полностью выбраны, и спрос удовлетворяется уже на несколько лет вперед в порядке живой очереди. Кроме того, значительно ослабил позиции зарубежных автопроизводителей кризис ликвидности на западных финансовых рынках. Все это в значительной степени отразилось и на темпах роста российского рынка лизинга грузового автотранспорта, который при потенциальной возможности роста по крайней мере в полтора раза прибавит, по оценкам участников рынка, по итогам этого года не более 40%. На фоне растущего такими галопирующими темпами на российском рынке спроса на грузовой автотранспорт отечественные производители вновь стали отвоевывать потерянные позиции, как, впрочем, и поставщики подержанных иномарок.

По данным участников рынка, за истекшие девять месяцев темпы прироста объема нового бизнеса по лизингу грузового автотранспорта значительно увеличились по сравнению с прошлым годом. В среднем по рынку они составил порядка 40%, а у отдельных компаний объем нового бизнеса вырос более чем вдвое, в то время как средний прирост рынка лизинга в целом не превысил 30%. "Например, нам покорились цифры 150% прироста нового бизнеса,-- отмечает директор по развитию компании Europlan Александр Михайлов.-- Именно это позволило нам войти в число лидеров в общем автотранспортном зачете".

По словам заместителя генерального директора по продажам лизинговой компании КамАЗ Олега Ершова, за девять месяцев этого года рост объема лизинговых услуг по приобретению грузовых автомобилей составит не менее 50%, тогда как за аналогичный период прошлого года рост составил не более 25%. При такой динамике объем рынка лизинга тяжелых грузовиков в 2007 году может составить более 45 млрд руб. ($1,9 млрд) против 30 млрд руб. ($1,14 млрд) в 2006 году.

В итоге доля грузового автотранспорта в общем объеме нового бизнеса лизинговых сделок выросла, по оценкам участников рынка, с 18,6 до 25%. "Портфель компании "ВСП-Лизинг" на 20-25% состоит из сделок с грузовым автотранспортом",-- отмечает генеральный директор "ВСП-Лизинга" Андрей Пожидаев.

В то же время, по мнению Андрея Пожидаева, значительный рост доли сделок грузового автотранспорта в общем объеме рынка лизинговых услуг связан не только с макроэкономической конъюнктурой, вызывающей рост спроса, но и в целом с ростом числа предложений таких услуг среди лизинговых компаний. "Исследования аналитиков показывают, что уже более 80% лизинговых компаний имеют в своем активе сделки с грузовым автотранспортом,-- подчеркивает господин Пожидаев.-- Это связано как с развитием благоприятной экономической ситуации для развития бизнеса в России (увеличением объема строительства, промышленного производства и торговли), так и с тем, что грузовой автотранспорт имеет высокий уровень ликвидности и всегда привлекателен как предмет лизинга".

Кроме того, еще одной причиной быстрого роста лизинга грузовых автомобилей помимо мощного инвестиционного бума первого полугодия 2007 года стало удорожание самого грузового автотранспорта.

При этом традиционной является ситуация, когда транспортные компании не хотят формировать свой парк. "Приобретение новых машин -- дело затратное, тем более когда речь идет о том, чтобы провести сделку с помощью инструмента финансовой аренды,-- говорит генеральный директор "Авангард-Лизинга" Александр Кожевников.-- В итоге транспортные компании пытаются переложить эти затраты на плечи грузоотправителей, одна

На верх