19/10/2007
На Северо-Западе России создается первый парк производителей автокомплектующих



На Северо-Западе России создается первый парк производителей автокомплектующих


Кластер (комплекс предприятий) производителей автокомплектующих на Северо-Западе России обрел наконец зримые очертания. Теперь ясно: он будет формироваться у нас прежде всего за счет создания дочерних предприятий иностранных фирм, выступающих в настоящий момент в качестве традиционных поставщиков крупнейших иностранных автоконцернов.

Готовых предприятий такого ранга в России пока нет. По словам председателя совета директоров крупной немецкой консалтинговой и инжиниринговой компании Ханса-Юргена Кене, местные производители пока не способны удовлетворить международные требования по объемам, качеству и ритмичности поставок, что подтверждают и результаты анализа состояния отрасли, оглашенные на Санкт-Петербургском форуме "Российский промышленник". Исследование было проведено немецкими консультантами, выбранными по конкурсу Санкт-Петербургской ассоциацией производителей автокомпонентов (СПбАПАК), чтобы помочь подготовить проект создания технопарка, в котором разместились бы предприятия, способные стать поставщиками одного действующего и четырех строящихся автосборочных заводов на территории Петербурга и Ленинградской области. Все это, впрочем, не означает, что забег безнадежно проигран и нам лишь остается уповать на иностранцев.

До заветного рубежа - два года
До самого последнего времени задача обеспечить сборочные предприятия узлами и деталями, созданными на российской земле, была не слишком актуальной. И даже не потому, что наше законодательство позволяло заводам иностранных автогигантов ввозить комплектующие из-за границы. Просто, специалистам давно известно: строить завод автокомплектующих выгодно лишь тогда, когда со сборочных конвейеров будущего потребителя сходит не менее 250 тысяч автомобилей в год.

В принципе, как заметил Ханс-Юрген Кене, это нормальная мощность одной линии современного автопредприятия. Однако в городе на Неве до сих пор не производилось ни одной автомашины, а на заводе "Форд" во Всеволожске объемы сборки не достигали даже трети необходимой величины. Немудрено, что никто не торопился развивать в Северной столице попутное производство.

Теперь ситуация меняется. В 2009 году, когда заработают первые очереди предприятий "Тойоты", "Дженерал Моторс" и "Ниссана", суммарные объемы производства легковушек в Петербурге и области приблизятся вплотную к заветной цифре (250 тысяч машин в год). Прогнозы же на будущее еще круче: "Форд" - 125 тысяч автомобилей, "Тойота" - 140 тысяч, "Дженерал Моторс" и "Ниссан" - по 100 тысяч. А есть, ведь, еще "Судзуки", уже начавшее реализацию проекта, и ряд компаний, ведущих переговоры.

Второй, несколько меньший, но тоже вполне солидный пул автопредприятий осваивает Калугу. Там собираются расположить свои заводы "Фольксваген", "Вольво", и, возможно, "Ситроен-Пежо".

Есть спрос - рождается и предложение, а также желание это предложение упорядочить. В Петербурге этим занялась созданная в нынешнем году ассоциация производителей автокомпонентов. Примечательно, что сразу же удалось найти инвесторов, которые готовы вложить 50 миллионов евро в создание комплекса предприятий. Возник фонд поддержки инвестиционных проектов в сфере производства автокомпонентов. По словам представителя компании - генерального инвестора фонда Дмитрия Драндина, к середине будущего года количество аккумулированных средств достигнет 10 миллиардов рублей.

Так не было нигде
Работу, как уже упоминалось, начали с заказа исследований состояния отрасли и создания проекта парка производителей автокомплектующих (ППАК). Выбрали фирму, имеющую большой опыт создания аналогичных структур по всему миру (кстати, она же работает и с Калужской областью). И вот получили результат.

Ханс Кене охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в Петербурге, как беспрецедентную. По его словам, только в Южной Африке есть еще такое скопление заводов крупнейших производителей легковых машин на одной территории. А потому до сих пор не было возможности в одном месте разместить предприятия, обеспечивающие комплектующими сразу несколько концернов. В Петербурге это сделать можно, что резко повышает интерес к проекту. Ведь осно

На верх