30/10/2007
Конкуренция налегке - "Урал Эксперт"



Конкуренция налегке - "Урал Эксперт"


К 2010 году уральский рынок легкого коммерческого транспорта вырастет вдвое. Жесткую конкуренцию "Газелям" составят корейские малотоннажные грузовики и европейские микроавтобусы.

Рынок легких коммерческих авто (Light Commercial Vehicles, LCV) переживает новый всплеск спроса. Во время первого, в 90?х, "Газель" и "Соболь" (ее грузовая модификация) фактически вывезли на себе малый и средний бизнес. Других LCV отечественный автопром предложить не мог, европейские варианты были предпринимателям не по карману, а китайские и корейские - в диковинку. "Если бы не технологическая отсталость производства и низкая надежность этого автомобиля, этой марке не было бы равных на рынке легкого коммерческого транспорта", - утверждает директор автоцентра "Ландо" (Екатеринбург) Вадим Павловский. Стабильный экономический рост начала столетия привел к качественно новому балансу спроса и предложения: у бизнеса выросли запросы и появились деньги, а у продавцов импортных марок возник устойчивый поток корпоративных и государственных клиентов. Дилеры, держащие нос по ветру, уже решились на создание специализированных салонов по продаже легких коммерческих автомобилей. Так, в Екатеринбурге один из представителей Ford открыл отдельный шоу-рум автомобилей этого класса.

Пока автомобили класса LCV составляют лишь около 10% рынка транспортных средств (во всем мире - примерно 25%), но постоянно наращивают долю. По словам директора "Автоцентра МС" (Екатеринбург) Андрея Кононова, объемы продаж растут на 10 - 20% в год: уже к 2010 году они увеличатся более чем на 70%. Причем, как отмечает аналитик ИК "Финам" Константин Романов, произойдет это прежде всего за счет региональных центров: рынки Москвы и Санкт-Петербурга близки к насыщению. Эту тенденцию отмечают и игроки:

- С каждым годом рынок LCV меняется в сторону увеличения региональных продаж, - говорит менеджер по маркетингу коммерческих автомобилей "Фольксваген Груп Рус" Илья Стабровский. - Естественно, он менее насыщен, чем сегмент легковых автомобилей, но история повторяется: то, что происходило три-четыре года назад в легковом сегменте, происходит сейчас в LCV.

Что именно происходит? В первую очередь обострение конкуренции. ГАЗ, долгое время удерживавший более 80% рынка LCV, постепенно сдает позиции. С европейцами компания не способна соревноваться по качеству автомобилей, с азиатами - все сложнее конкурировать по цене.

В абсолютных цифрах у ГАЗа все в полном порядке: в 2001 году группа продала около 108 тыс. LCV, в 2004?м - 141,1 тысячи, в 2006?м - около 165. В первом полугодии-2007 объем продаж вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21%: всего в 2007 году ГАЗ планирует продать более 180 тыс. автомобилей класса LCV. По словам старшего менеджера автосалона "ЕкатеринбургавтоГАЗ" Татьяны Ожигановой, в месяц салон продает около 180 - 200 "Газелей", наибольшей популярностью пользуются модели на базе платформы ГАЗ-3302, и спрос на них только увеличивается.

Тем не менее долю рынка LCV ГАЗ медленно, но верно уступает. По данным группы, в 2005 году она держала 46,8%, в 2006?м - уже 45,7%. Эксперты отмечают, что тенденция сохранится и в этом году. Причин немало. Во-первых, по мнению аналитика ИК "Финам" Константина Романова, сейчас покупатели коммерческого транспорта готовы приобретать более надежную и дорогую технику. До сих пор потребителей в "Газелях" привлекала в первую очередь относительно невысокая цена. Но если год-два назад средняя "Газель" стоила 200 тыс. рублей, то сегодня - около 280. Во-вторых, представители малого бизнеса признаются: невысокий уровень качества, частые поломки и простои сводят все выгоды на нет. Основным критерием становится не цена машины, а стоимость владения и обслуживания. В этом смысле, к примеру, дизельные двигатели импортных машин значительно экономичнее ГАЗовских бензиновых. Развитие сервисной сети дилеров зарубежных марок приводит к тому, что стоимость их обслуживания сравнивается с российскими аналогами. Наконец, отмечает Андрей Кононов, в последнее время в любом бизнесе (особенно это касается сферы обслуживания) значимую роль начи

На верх