28/11/2007
"Гудок": Дизель рапсом не испортишь



"Гудок": Дизель рапсом не испортишь


Начиная с 2008 года в Нижегородской, Липецкой, Пензенской и Ростовской областях, в Татарии и Краснодарском крае возведут заводы по производству биогорючего из рапса.

Инвесторами выступят несколько немецких компаний, а также региональные агрофирмы. На первом этапе, рассказал директор московского научного центра "Агроэкопрогноз" Александр Максимов, рапсовое масло будет экспортироваться в Германию и другие страны ЕС, где его станут перерабатывать в биодизельное топливо.

Кстати, еще Рудольф Дизель доказал, что созданный им двигатель может работать в том числе и на растительном масле. Однако делать горючее из нефти сто лет назад оказалось дешевле. И только в последние десять - пятнадцать лет, когда запасы углеводородов начали истощаться, а состояние окружающей среды ухудшилось, ученые вернулись к этой идее.

На языке химиков биотопливо - это моно­эфиры растительных масел, получаемые в результате реакции трансэтерификации масла с алкоголем в присутствии катализатора. В Европе сейчас основным биодизельным топливом стал метиловый эфир рапсового масла. Проблема в том, что растительные масла и их эфиры агрессивны ко многим материалам, используемым в двигателях и топливной системе автомобилей. Поэтому европейские производители выпускают машины, допускающие использование смеси нефтяного топлива с 5 - 20% растительного масла. Причем 5-процентные биодобавки приемлемы для любых двигателей.

Но применение даже столь небольших добавок рапса приносит значительный эффект. Сокращаются вредные выбросы в атмосферу, так как после его сгорания не выделяются углекислый и сернистый газы, кроме того, почти наполовину снижается содержание сажи, угарного газа и углеводорода в выхлопах.

Поэтому биотопливо уже широко применяется за рубежом в автотракторных двигателях, а также дизелях, используемых на водном и железнодорожном транспорте. В нашей стране биотопливо пока в основном применяют агрофирмы и фермерские хозяйства, культивирующие рапс. Так, в совхозе "Зеленоградский" Пушкинского района Московской области на немецкой установке вырабатывают рапсовое масло и заправляют им все шесть своих тракторов, занятых на полевых работах. Недавно тепловоз, заправленный чистым рапсовым маслом, доставил два вагона от станции Строитель до Белгорода.

По мнению Александра Максимова, широкое применение биотоплива сдерживает его высокая цена (34 руб. за литр), то есть пока оно вдвое дороже солярки. А вот в Европу, где биотопливо пользуется большим спросом, рапсовое масло поставлять выгодно. И первые результаты уже есть. Так, в нынешнем году в России соберут 700 тыс. тонн семян рапса.

В Минсельхозе разработали целевую программу развития этой культуры на 2008 - 2010 годы. Тем более что российский климат для этой неприхотливой культуры вполне подходит. Программа предусматривает строительство маслозаводов и увеличение производства на них масла из рапса до 1,7 млн тонн в год, рост посевных площадей до 1,3 млн га при урожайности 14 центнеров с гектара. На эти цели государство выделило 2,5 млрд руб.

Кроме того, сельскохозяйственным производителям компенсируют треть затрат на приобретение семян рапса и средств химической защиты растений. К 2012 году в нашей стране планируют собрать 3 млн тонн семян рапса.

На верх