18/09/2008
Украинский рынок автобусов трансформируется. Обзор новинок на TIR 2008



На выставке TIR’2008 свои экспозиции представили все основные украинские производители автобусов. Кроме того, о намерениях активизировать автобусное направление объявили в MAN.
Что же ожидает украинский рынок в ближайшее время? Пройдемся по выставочным стендам.

Экспозиция TIR’2008 наглядно показывает, что рынок все больше смещается в сторону больших городских автобусов и малых «туристов». Эра недорогих «маршруток» близится к закату, и на ее место приходит четкая политика городских властей, регламентирующих количество какой техники должно быть на дорогах.
Флагман украинского автобусостроения – ЛАЗ, не слишком баловал новинками. На стенде красовался НеоЛАЗ и городской СитиЛАЗ. Модели еще совсем «свежие», а потому достаточно востребованные. Но Львовскому заводу не стоит рассчитывать только на щедрость киевских властей, а продолжать искать рынки сбыта.

А вот «Богдан» представил серийный 10-метровый городской автобус А501 и средний «турист» А401. Городская новинка «Богдана» (на ее базе разработан и троллейбус) позволит ему выйти в сегмент рейсовых машин и стать полноправным конкурентом ЛАЗу и МАЗу. «Богдан» имеет 4 одностворчатые двери, а троллейбус – 2 одностворчатые и 1 – двустворчатую. Соответственно изменилась и планировка салона. В автобусе установлено 20 сидячих мест, а в троллейбусе – 22. Полная вместимость – 90 и 86 пассажиров, соответственно.
В качестве силового агрегата на автобусе применен 6-цилиндровый дизель Isuzu 6 HFITC (Евро 2), с турбонаддувом и интеркуллером, рабочий объем которого 7.13 л, мощность 230 л.с. Коробка передач – механическая, 7-ступенчатая. На его базе создан и троллейбус Т501. «Турист» Богдан А401 закрывает модельную «линейку» в среднем класса. Новинка позиционируется как недорогое предложение для туристических компаний, активно обновляющих свой автопарк подержаными «европейцами» и новыми «китайцами».

Корпорация «Эталон» представила на TIR’ 2008 междугородний автобус БАЗ А1485. Новинка, как и ее городской аналог, базируется на шасси FAW с двигателем Deutz Евро-3 (220 л.с.). В салоне А1485 расположено 43 сидения, а общая вместимость может достигать 60 пассажиров. Учитывая довольно скромный мотор, БАЗ достигает максимальной скорости – 100 кмч, но при этом расходует 24 л на 100 км. В городском цикле расход поднимается до 33 л на 100 км. БАЗовский автобус очень неплохо смотрится, имеет простенький, но вполне комфортный салон. А главным преимуществом станет его цена – около 500 тыс. грн. Городская модификация БАЗ А148 предлагается за 398 тыс. грн, а пригородная – за 449500 грн. Такая ценовая политика уже стала давать результаты и А148 довольно неплохо продается. Междугородняя версия призвана сменить на маршрутах Ikarus и древние ЛАЗы-699 и перевозчики с большим интересом рассматривали новинку.

Еще один мощный игрок на украинском рынке – белорусский МАЗ. Автобусное подразделение представило в Киеве обновленный МАЗ-1034. Его предшественник достаточно хорошо известен в Украине. «Сто тридцать четвертый» предлагается с двигателями Mercedes-Benz, Deutz. В автобусе проработаны все «мелочи», которые были выявлены в ходе эксплуатации прежней версии.
Павловский автомобильный завод представил два автобуса малого класса – ПАЗ 4234 и ПАЗ-3204. Главное отличие модели ПАЗ 4234 – маленькие колеса диаметром 19,5 дюйма, благодаря чему его можно использовать на городских маршрутах. ПАЗ 4234 комплектуются дизельными двигателями объемом 4,75 л мощностью 117 л.с. Еще одна новинка от российского предприятия – ПАЗ 3204 представляет собой 2-дверную модификацию городского автобуса, что обеспечивает удобство и скорость посадки и высадки пассажиров в условиях интенсивного городского трафика.

Автобус укомплектован дизельным двигателем Cummins, соответствующий нормам экологической безопасности «Евро-2», объемом 3,92 л. Двигатель агрегатирован с коробкой переключения передач ZF. В автобусе – 18 мест для сидения, а полная вместимость – 52 пассажира.

ЛиАЗ привез в Киев автобус для пригородных маршрутов ЛиАЗ-5256.46-01. Машина комплектуется дизельным мотором КАМАЗ-740.65-240, соответствующим экологическим нормам «Евро 3». Рабочий объем двигателя – 11,76 л, мощность – 240 л.с. Двигатель работает в паре с автоматической КПП Voith. Тормозная система – пневматическая, двухконтурная, тормозные механизмы всех колес – барабанные, оборудованные ABS. Еще одно выгодное конкурентное преимущество новых автобусов – импортные мосты фирмы RABA. В автобусе присутствует 44 посадочных места, всего же может поместиться 88 пассажира.

На удивление спокойно было на TIR’2008 в стане китайских автобусных производителей. О своих претензиях на украинский рынок заявляли лишь Yutong и King Long. Украинские перевозчики уже разобрались в качестве многочисленных автобусных производителей из Поднебесной и первая волна массовых поставок спала. Шансы закрепиться на нашем рынке есть только у достаточно качественных автобусных заводов, собственно они и были на TIR. Если c Yutong украинцы уже знакомы, то на King Long остановимся особо.

Компания «Авто-Сити» предлагает весь обширный модельный ряд китайских автобусов, которые выглядят очень эффектно. Комплектации также впечатляют: все модели с кондиционерами, автономными отопителями, неоновыми подсветками, пневмоподвеской, видеосистемами и мониторами, складывающимися зеркалами и др. Топ-версии доступны с камерами заднего обзора. В качестве опций предлагают кожаный салон, VIP-исполнение. King Long комплектуются двигателями Cummins Евро-3, Isuzu или MAN Евро-3. При этом 9-метровый «турист» в очень хорошей комплектации обойдется в 790 000 грн. с двигателем Isuzu. Футуристический 12-метровый лайнер предлагается за 1000000 грн. Учитывая такую ценовую политику и очень достойное качество King Long, его амбиции стать одним из лидеров украинского рынка вполне обоснованы.

MAN также намерен развить сбыт в Украине автобусов. На TIR’ 2008 привезли Lion’s и обнародовали стратегию предлагать и Neoplan. Финансировать покупку немецких автобусов будет MAN’овская финансовая компания, но вот цены пока не обрадуют украинских перевозчиков. В активе MAN и Neoplan (с недавнего времени входят в единый холдинг NEOMAN) годами проверенное качество и надежность. Однако пока оригинальный MAN в Украине выбрали 2 покупателя.
На TIR’2008 были представлены также украинские I-VAN, российский Нефаз и турецкая Temsa. К сожалению, мы не увидели экспозицию других украинских производителей автобусов, которые всегда радовали потребителей своими оригинальными разработками. Очевидно, причина кроется в замедлении рынка микроавтобусов, где и были в основном представлены эти производители. Так в Корпорации «Эталон» констатируют, что продажи малого автобуса «Дельфин» БАЗ-2215 неуклонно сокращаются. Его цена перевалила за 139 тыс. грн. и он стал менее интересен перевозчикам. Тенденцию роста цен фиксируют и у других производителей, а новинок в сегменте малых автобусов (за исключением ПАЗа) на TIR’ 2008 даже никто и не привозил. К чему бы это?

По данным AUTO-Consulting автобусный рынок по итогам 8 месяцев 2008 года демонстрирует вялый рост в 16%. В августе вообще был зафиксирован спад – 14%. Статистика свидетельствует об «охлаждении» спроса в малом классе (рост всего 11%), в среднем сегменте продажи активизировались на 29%, а в большом - почти удвоились. Фантастический рост зафиксирован в особо большом сегменте 15-метровых и выше моделей - +200%. Лидером украинского рынка по итоггам 8 месяцев является БАЗ, у которого 38%. Второе место у «Богдан» и показатель 24%, а на третьей строчке – ПАЗ.
Инф. AUTO-Consulting
Другие автобусные новинки

Источник: http://www.autoconsulting.com.ua

На верх