11/11/2008
"RBCdaily": Daimler не уверен



"RBCdaily": Daimler не уверен


Вероятность осуществления сделки по покупке Daimler AG пакета акций российского Кам­АЗа становится все меньше и меньше. В руководстве штутгартского концерна все громче звучат голоса, требующие отложить реализацию этого проекта до лучших времен.

Как сообщил Handelsblatt информированный источник, "Кам­АЗ из обоймы приоритетов выпал". И хотя глава подразделения грузовиков Daimler Андреас Реншлер еще недавно говорил, что "так или иначе" сделка состоится еще до конца текущего года, шансы на то, что автостроитель из Штутгарта еще в 2008 году приобретет долю в лидирующей на российском рынке грузовиков компании, становятся все ниже. Сделка, возможно, состоится лишь в 2009 году, но никак не в этом, признает и Андрей Шаронов, глава ИК "Тройка Диалог". Этот российский инвестбанк является партнером Daimler по переговорам.

По замыслу Daimler, купив долю в КамАЗе, он должен был бы сразу получить доступ к крупнейшему рынку грузовиков Европы. Причем больше всего немецкую сторону привлекает разветвленная дилерская и сервисная сеть российского производителя. Соблазнительно выглядели перспективы сделки и для КамАЗа. Несмотря на то что продажи его грузовиков достигли на отечественном рынке 53 тыс. штук, концерн нуждается в реструктуризации. Ввиду того что линейка выпускаемых заводом моделей не соответствует международным требованиям, для этого ему нужен достойный партнер.

В ближайшие дни должно завершиться ознакомление представителей немецкого концерна с финансовой отчетностью Кам­АЗа, однако, по всей вероятности, с учетом нынешней ситуации Daimler просто опасается идти на миллиардную инвестицию в миноритарный пакет акций. Поскольку рынок коммерческого транспорта традиционно очень чутко реагирует на изменения конъюнктуры, перед лицом угрозы экономической рецессии ожидания всех мировых производителей стали заметно пессимистичнее.

Представитель Daimler сообщила в связи с этим лишь только то, что ее концерн решает, будет ли он покупать долю в КамАЗе или же построит в России собственный завод. Аналогично высказался и Андреас Реншлер, который отметил, что в случае срыва сделки немецкий концерн будет выпускать грузовики в России своими силами.

Кроме того, для Daimler все явственнее маячит угроза переплатить за российский актив. В июле этого года немецкий концерн заключил с "Тройкой Диалог" предварительное соглашение о приобретении 42% акций КамАЗа. Цена пакета тогда превышала 2 млрд долл. (1,4 млрд евро). Рыночная капитализация российского производителя составляла в тот момент примерно 3,9 млрд долл., а к сегодняшнему дню она снизилась примерно до 2 млрд долл.

Председатель правления Daim­ler Дитер Цетше оказался ныне перед дилеммой стратегического характера. В принципе многие эксперты отрасли оценивают долевое участие в КамАЗе как полезное, однако перед лицом царящей на финансовых рынках неуверенности и предстоящей остановки конвейеров на 14 заводах Daimler в Германии защищать целесообразность этой сделки становится все труднее. Влиятельное лобби представителей трудовых коллективов уже давно выступает против этого проекта. Информированные источники утверждают, что в сотрудничестве с россиянами Daimler для начала остановится на этапе взаимодействия по сбыту автомобилей. В этом случае Daimler сможет воспользоваться имеющейся в распоряжении Кам­АЗа дилерской сетью и воздержится от рискованной сейчас крупной инвестиции.

На верх