20/11/2008
"RBCdaily": Спасти Opel



"RBCdaily": Спасти Opel


Дискуссия о том, как помочь Opel и другим немецким автопроизводителям, продолжается. Во вторник эксперты по экономике предложили отделить концерн от его владельца GM и временно национализировать. Появился и первый претендент на покупку Opel.

"В случае с Opel правительство должно подумать о том, чтобы временно национализировать немецкий концерн, чтобы после преодоления кризиса как можно быстрее снова перепродать его частным инвесторам", - заявил один из ведущих немецких экономистов Петер Бофингер газете Muenchner Merkur. "При временной передаче в госсобст­венность я вижу небольшой риск того, что за ним последуют другие концерны. Большинство немецких автопроизводителей и поставщиков вряд ли будут заинтересованы в том, чтобы на некоторое время перейти в собственность государства", - отметил г-н Бофингер. Для национализации Opel, однако, сначала необходимо выделить эту компанию из состава американской GM.

Согласно предложению Удо Людвига из Института экономических исследований в Галле, государство должно выкупить Opel и превратить его в акционерное общество.

По мнению главы производственного совета Porsche Уве Хюка, из всех немецких автопроизводителей только Opel может получить помощь от правительства. Как полагает г-н Хюк, другие немецкие автоконцерны, в том числе Porsche, достаточно самостоятельны и не нуждаются в денежной поддержке от государства.

Против помощи Opel высказался председатель производственного совета завода BMW в Лейпциге Йенс Келер. "Opel переживает тяжелые времена. Но гарантии - это неправильный путь для того, чтобы помочь дочерней компании General Motors", - сообщил г-н Келер газете Leipziger Volkszeitung.

Автоэксперт Вилли Диз отлично понимает, почему другие немецкие автоконцерны не будут обрадованы, если Opel получит помощь от государства. "Если бы я был менеджером VW, я бы ни в коем случае не одобрил получение конкурентом кредитов на льготных условиях. Это нарушение конкуренции", - подчеркнул г-н Диз.

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила в понедельник, что правительст­во страны намерено до Рождества принять решение о поддержке, на которой настаивает Opel. Но даже если миллиарды для помощи концерну будут выделены, деньги из Германии не должны уплыть к GM в США.

Президент Федерального объединения малых и средних предприятий Марио Охофен возмущен требованием Opel: "Небольшие компании умирают тихо и незаметно, крупные компании из-за их размера государство спасает". По его словам, выделение миллиардов концерну может привести к тому, что остальные производители "прорвут дамбу" и последуют примеру Opel.

План по оказанию господдержки концерну Opel поддерживает президент Центрального союза немецких ремесел Отто Кентцер. "Речь идет о большом количестве рабочих мест, не только в автопромышленности, но и у поставщиков", - сообщил он газете Thuringer Allgemeine. Сам концерн, впрочем, пока что отказывается от сокращения персонала. Тем не менее сотрудников концерна ждут непростые времена. Как сообщил глава общего производственного совета концерна Клаус Франц газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, почти на всех заводах Opel в Европе рабочая неделя будет сокращена до 30 часов. Таким образом, рабочие будут получать зарплату за неполный рабочий день. На заводе в испанской Сарагосе из-за снижения сбыта рабочая неделя может составить и вовсе 28 часов.

Тем временем немецкий концерн Solarworld заявил о намерении приобрести многострадального немецкого автопроизводителя. Как заявил газете Handelsblatt глава Solarworld Франк Асбек, "предложение совершенно серьезно; речь идет о том, чтобы запустить процесс продажи Opel". Производитель солнечных батарей уже приготовил наличные средства в размере 250 млн евро, еще более 750 млн евро он получит с помощью банков. Solarworld намерен превратить Opel в первый "зеленый" европейский автоконцерн. Пока что, однако, г-н Асбек не вел переговоров с Opel или GM.

На верх