26/11/2008
"Газета": Автозаводы попали в пробку



"Газета": Автозаводы попали в пробку


Российское автопроизводство в октябре впервые за долгое время пошло на убыль. Компании одна за другой начали сокращать число выпускаемых машин. На заводских складах уже скопилось более 300 тыс. легковушек, подсчитали эксперты. С января по октябрь в России было выпущено 1,3 млн. легковых машин, говорится в отчете Минэкономразвития России. Эта цифра выше, чем год назад, почти на 20%. Однако хорошие показатели связаны с увеличением выпуска автомобилей иностранных брендов в первой половине года. Всего иномарок в России было произведено около 517,6 тыс. шт. Чуть больше половины из них сделали предприятия, работающие в режиме промышленной сборки (сварка и окраска кузова). Но прирост в основном обеспечивали молодые предприятия, пока работающие по более простой схеме. "В первую очередь, наращивали показатели General Motors и Volkswagen. Этим производителям достаточно просто добиваться высоких цифр. Так как оба работают в режиме "отверточной сборки", то есть, по большому счету, прикручивают колеса и устанавливают колпаки", - рассказал генеральный директор агентства "Автостат" С. Целиков.

В то же время количество отечественных легковушек, изготовленных за этот период, увеличилось всего на 8% (57,3 тыс.). При этом основное производство в стране по-прежнему приходится на "АвтоВАЗе". Горьковский автозавод с начала года произвел всего около 20 тыс. легковых машины - почти в 2 раза меньше, чем годом раньше. Еще примерно столько же автомобилей выпустил УАЗ. Нехватку машин российской сборки до сих пор компенсировал высокий процент импорта. По данным Минэкономразвития, импорт легковых автомобилей из стран дальнего зарубежья с начала года вырос почти на 45%, из СНГ - на 10%. Наиболее быстрый прирост в отрасли произошел за первые 4 месяца 2008 года. Сентябрь стал последним месяцем прироста. Начиная с октября автопроизводители стали заметно сбавлять темпы производства. Таким образом в компаниях отреагировали на снижение спроса на отечественном рынке, отмечают в ведомстве. Многие потенциальные покупатели отказались от идеи приобретения автомобиля из-за того, что ждут сокращения зарплат. Вторая важная причина - проблемы в потребительском кредитовании.

Увеличивается количество непроданных машин, которые так и остаются на складах предприятий. "На начало октября запасы непроданных автомобилей, которые осели на заводских складах, составляли более 300 тыс. Около трети из них - это российские машины, в основном "Жигули". Остальные - иномарки", - заметил С. Целиков. "В министерстве уже прорабатывается "антикризисный план", который предполагает ряд мер по поддержке отечественного автопрома. Мы рассчитываем, что это позволит хотя бы частично стабилизировать ситуацию в автопроизводстве", - пояснили в Минэкономразвития.

"Исходя из данных министерства, прирост объемов производства в абсолютных цифрах составил 8,5% по сравнению с октябрем 2007-го (123 тыс.шт.). А вот в отношении к сентябрю 2008-го (139,6 тыс. шт.) выходит небольшой минус (-4,4%). - говорит Целиков, - Даже завод Ford во Всеволожске снижает выпуск. По 9 месяцам завод уже выпустил на 14,3% меньше по сравнению с прошлым годом: 46015 в этом году к 52675 в прошлом". Эксперт предполагает, что это снижение может быть связано с тем, что перепроизводство на заводах в Европе вынудило компанию импортировать оттуда машины в Россию, а здесь, соответственно, скорректировать планы. "Снижается выпуск Kia на "Ижавто" (-17,7%). Тут две причины. Первая - рынок не потребляет, вторая - планово сокращается производство Kia Spectra". Есть проблемы и у ТагАЗа. Как пояснили в пресс-службе предприятия, здесь трудности с производством автомобилей Hyundai связаны с перебоями поставок машинокомплектов от корейских поставщиков. Несмотря на меры, которые готовят чиновники, трудностей автопроизводителям все же избежать не удастся, неофициально добавляют в министерстве. "Очевидно, происходящее сейчас лишь начало. Пока у людей еще есть накопления и они могут их тратить, в том числе и на машины. Пика кризис достигнет ближе к весне следующего года. Именно тогда компаниям придется труднее всего", - замечает сотрудник Минэкономразвития.

На верх