24/10/2006
"RBCdaily": Автопроизводители борются со сном



"RBCdaily": Автопроизводители борются со сном


Недавно на автомобильной выставке в Ганновере (Германия) компания Siemens VDO представила новую систему, следящую за бдительностью водителя. По статистике, один из пяти несчастных случаев, происходящих с немецкими автомобилистами, случается из-за банальной сонливости. В США ситуация еще более сложная: более 40% ДТП происходят там из-за того, что водители засыпают за рулем. Только в Германии экономические потери подобных аварий составляют 5 млрд евро ежегодно.

Проблемы безопасности водителей волнуют не только инженеров Siemens VDO, но и американских специалистов. В настоящее время специалисты Центрального Мичиганского университета при поддержке корпорации General Motors работают над созданием системы, которая также должна уменьшить уровень аварийности. "Наша задача - понять негативное влияние различных факторов, например мобильных телефонов и других устройств, на внимание водителя и снизить за счет этого уровень аварийности", - говорит представитель университета профессор Ричард Бэкс. Для этого люди, которые принимают участие в предварительном исследовании, проходят ряд психофизиологических тестов. В частности, для того чтобы изучить реакцию водителей на тот или иной отвлекающий фактор, у них анализируется мозговая и сердечная деятельность. При этом большое внимание уделяется тому, как ущерб от одних и тех же раздражающих факторов меняется с возрастом.

Но пока американцы только начинают исследование негативных воздействий, чтобы понять, в каком направлении им двигаться далее, немецкие специалисты уже предложили готовый проект. Новая система предупреждения, входящая в серию pro.pilot, использует инфракрасную цифровую камеру, установленную на приборной панели, которая отслеживает состояние водителя. В случае если он долго не размыкает век, сиденье начинает вибрировать. Если же водитель не просыпается, система безопасности включает звуковой сигнал. Вопреки распространенному мнению, что водители засыпают в основном ночью, немецкие исследователи выявили массу случаев засыпания утром и днем. Когда водитель управляет автомобилем в сонном состоянии, его реакция замедляется на 74%, что резко увеличивает возможность попадания в ДТП.

Помимо предложенной системы безопасности Siemens VDO ведет и другие разработки, нацеленные на снижение уровня аварийности. Так, например, систему автоматического регулирования скорости планируется объединить в дальнейшем с предложенной системой безопасности. Это позволило бы автомобилю без участия человека тормозить в критических ситуациях - например, когда водитель находится "в полном отрубе" и не может проснуться, несмотря на срабатывание "антисонливой" системы безопасности.

На верх