06/04/2006
Тюнинг автомобилей в России запретили



Тюнинг автомобилей в России запретили


Москва. Рынок тюнинга переживает серьезный кризис. В течение последних трех лет спрос на пластиковые украшения для автомобилей резко снизился - по оценкам экспертов, на 40%. Очередным ударом стали изменения в российском таможенном законодательстве, направленные на поддержку отечественной легкой промышленности, которые неожиданно привели к повышению цен на компоненты для автомобильного тюнинга. В итоге крупные российские компании - производители пытаются диверсифицировать бизнес. Мелкие же, скорее всего, просто исчезнут с рынка.

Количество компаний, занимающихся тюнингом подсчитать невозможно Большинство "ателье" работает вручную "Гаражный" тюнинг весьма популярен в определенных кругахПик расцвета тюнинга в нашей стране наблюдался лет 5-7 назад. С тех пор обозначилась четкая стагнация. По оценке экспертов, в течение последних трех лет, спрос на тюнинг падал ежегодно на 10-15%. В определенный момент наметился новый угол развития тюнинга в России - собственное производство тюнинг-пакетов для иномарок. Рост парка иномарок растет с каждым месяцем. На рынок в очередной раз вышли десятки новых игроков, резко обострилась конкуренция. Между тем спрос продолжал падать. Одновременно активизировались Литва и Польша, поставляющие дешевые копии европейских оригиналов. Большинство компаний, занимавшихся тюнингом для отечественных автомобилей, начали развивать новое направление. Сказать, сколько на рынке игроков, не берется никто. Анализ этого рынка никогда не проводился. Огромное количество работает, что называется, подпольно, организовав штамповку копий с европейских аналогов. В то же время, сократился объем поставок из Германии. Сегодня оказалось, что содержать производство тюнинга все-таки нерентабельно. Многие компании попросту разоряются.

Появление новых игроков резко сказалось на качестве продукции. Рынок заполонила дешевая пластмасса. Большинство "ателье" работает вручную. В настоящее время на российском рынке тюнинга практически отсутствует законная сертифицированная про-дукция. Наиболее остро в последнее время встал вопрос о сертификации продукции. Большинство компаний сертификатов качества не имеет. Проблема с разрешениями на тюнинг также обострилась. Еще в 2001 году был выпущен приказ о том, что все автомобили после технической экспертизы должны иметь разрешение и документы, подтверждающие переоборудование автомобиля. Однако раньше на это никто не обращал внимания. Сегодня усилилось давление со стороны страховщиков: они не хотят переплачивать за доработку машины. Автовладелец должен иметь техническое подтверждение на предмет соответствия автомобиля гостам (ГОСТ Р41.26.-2001). Получить сертификат очень сложно, во-первых, из-за чрезвычайно длительной процедуры регистрации, во-вторых, из-за больших затрат на госсборы. Большинство компаний предпочитает работать нелегально, выискивая обходные пути.

Спрос же на услуги мастеров заметно снизился. Фанатов тюнинга не так много, а серийное производство не востребовано в тех объемах, которые могли бы окупить затраты. С другой стороны, содержать автоматизированную линию не всем по силам. Нормальным оборотом, позволяющим поддерживать производство, называют 5 млн. руб. в год. "Если все делать по закону, норма прибыли очень маленькая, - говорит директор одного из крупнейших на сегодня производителей тюнинг-комплектов "Лит Кампании" Валерий Вязиков. - Если не иметь автоматизации хотя бы в системе качества и учета, выжить сложно. Мы держимся за счет репутации и заслуг прошлых лет".

К тому же, тюнинг, как бизнес, сильно зависит от сезона. Единственным средством выживания для тюнингистов остается поиск крупных заказов, сотрудничество с автосалонами. Крупнейшие производители тюнинга, чтобы выжить, постепенно начинают диверсифицировать бизнес, искать новые ниши. Так, "Элерон" и "Автокомпозит" решили сместить акценты с тюнинга автомобильного на тюнинг промышленный (метро, трамваи, автобусы). Многие сотрудничают с западными производителями: Scania, Volvo и др. И услуги отечественных дизайнеров вполне востребованы иностранными партнерами. Тем не менее, компании собираются поддерживать

На верх