"Автомобильные известия": Под крылом государства (1)
Российская автомобильная промышленность в наступившем году. Ситуация парадоксальная: с одной стороны государство вроде бы готово предоставить управление машиностроительными активами частному бизнесу, с другой - не намерено упускать их из рук. После долгих колебаний правительство, кажется, решилось выставить на продажу 34% акций ОАО "КамАЗ", что может принести казне не менее $800 млн. Одновременно ОАО "АвтоВАЗ" после отставки Владимира Каданникова фактически переходит в руки государства, что уже привело к неоднозначным кадровым и управленческим переменам на крупнейшем автозаводе. Зачем и кому все это нужно?
Главным итогом внеочередного собрания акционеров АвтоВАЗа, прошедшего в конце декабря, стало переизбрание Совета директоров, в который вошли представители государства в лице заместителя Генерального директора "Рособоронэкспорта" Владимира Артякова, руководителя департамента товаров и технологий двойного применения того же ФГУПа Игоря Есиповского и руководителя Федерального агентства по промышленности (Роспрома) Бориса Алешина. Плюс к ним в Совете оказались три представителя от Внешторгбанка, также на все 100% принадлежащего государству. Хотя такого расклада ожидали многие, итоги голосования на собрании акционеров дали еще один повод поразмышлять над новой ролью государства в бизнесе.
Начнем с того, что в таком объеме участие государства в управлении заводом не имеет под собой правовых оснований. Доля федерального правительства в акционерном капитале автозавода составляет лишь около 1,5%. Всего полтора года назад государство безуспешно пыталось избавиться и от столь мизерного пакета акций АвтоВАЗа. Сегодня же его представители занимают добрую половину мест в Совете директоров, меняют весь топ-менеджмент на заводе, проводят собственную управленческую политику. Очевидно, что перед нами пример государственночастного партнерства, о котором стало модно говорить в последнее время. Представителей государства теперь незазорно приглашать к себе в советы директоров и более крупным корпорациям. "Силовые машины" - чем не пример? Кроме того, не принято стало отказывать властям, когда они чего-то просят. Вопрос - для кого именно "просят" - риторический, и выходит за предмет этого разговора.
В случае с АвтоВАЗом подобное "рейдерство" чиновников было бы невозможным, будь у компании более прозрачная и понятная акционерная структура. А то ведь завод, фактически, принадлежит сам себе. По последним опубликованным данным, компания имеет следующую структуру акционерного капитала: 32,35% акций завода принадлежит АО "Автомобильный всероссийский альянс" (АВВА), 20,24% - ЗАО "Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации" (ЦО АФК), 2,69% - ЗАО "ИФК". В свою очередь, АвтоВАЗу принадлежит 85,9% акций АВВА, 50% акций ЦО АФК, и 51% - ЗАО "ИФК". Еще 10% акций ЦО АФК контролирует АВВА. Иными словами более 70% акций ОАО "АвтоВАЗ" находятся у номинальных держателей, и принадлежат либо самому предприятию, либо подконтрольным ему структурам. Из "посторонних" в акционерах завода числятся государственный Внешэкономбанк, владеющий пакетом в семь с небольшим процентов акций, и опять же государство с его полутора процентами. Около 16% акций обращаются на фондовом рынке и принадлежат различным юридическим и физическим лицам. Подобная структура досталась заводу в наследство от смутной эпохи приватизации, когда, чтобы выжить, приходилось пускаться во все тяжкие. Были и сомнительные проекты совместно с "ЛОГО-ВАЗом" Бориса Березовского, и бартерные сделки, и кабальные договоры на поставки комплектующих от смежников. Перекрестную схему владения заводом внедрили для того, чтобы защититься от возможного враждебного поглощения кредиторами.
Государство воспользовалось неразберихой с собственностью на заводе, чтобы вернуть контроль над предприятием. Попросту говоря, выловило рыбку в мутной воде. Весь вопрос в том, с какой целью? Вроде бы власти не собираются ни национализировать, ни покупать завод. По словам Бориса Алешина, "Рособоронэкспорт" всего лишь направил своих менеджеров для оптимизации его работы. Решение, безусловно, скорее управленчес