27/02/2006
"Автомобильные известия": Под крылом государства (1)



"Автомобильные известия": Под крылом государства (1)


Российская автомобильная промышленность в наступившем году. Ситуация парадоксальная: с одной стороны государство вроде бы готово предоставить управление машиностроительными активами частному бизнесу, с другой - не намерено упускать их из рук. После долгих колебаний правительство, кажется, решилось выставить на продажу 34% акций ОАО "КамАЗ", что может принести казне не менее $800 млн. Одновременно ОАО "АвтоВАЗ" после отставки Владимира Каданникова фактически переходит в руки государства, что уже привело к неоднозначным кадровым и управленческим переменам на крупнейшем автозаводе. Зачем и кому все это нужно?

Главным итогом внеочередного собрания акционеров АвтоВАЗа, прошедшего в конце декабря, стало переизбрание Совета директоров, в который вошли представители государства в лице заместителя Генерального директора "Рособоронэкспорта" Владимира Артякова, руководителя департамента товаров и технологий двойного применения того же ФГУПа Игоря Есиповского и руководителя Федерального агентства по промышленности (Роспрома) Бориса Алешина. Плюс к ним в Совете оказались три представителя от Внешторгбанка, также на все 100% принадлежащего государству. Хотя такого расклада ожидали многие, итоги голосования на собрании акционеров дали еще один повод поразмышлять над новой ролью государства в бизнесе.

Начнем с того, что в таком объеме участие государства в управлении заводом не имеет под собой правовых оснований. Доля федерального правительства в акционерном капитале автозавода составляет лишь около 1,5%. Всего полтора года назад государство безуспешно пыталось избавиться и от столь мизерного пакета акций АвтоВАЗа. Сегодня же его представители занимают добрую половину мест в Совете директоров, меняют весь топ-менеджмент на заводе, проводят собственную управленческую политику. Очевидно, что перед нами пример государственночастного партнерства, о котором стало модно говорить в последнее время. Представителей государства теперь незазорно приглашать к себе в советы директоров и более крупным корпорациям. "Силовые машины" - чем не пример? Кроме того, не принято стало отказывать властям, когда они чего-то просят. Вопрос - для кого именно "просят" - риторический, и выходит за предмет этого разговора.

В случае с АвтоВАЗом подобное "рейдерство" чиновников было бы невозможным, будь у компании более прозрачная и понятная акционерная структура. А то ведь завод, фактически, принадлежит сам себе. По последним опубликованным данным, компания имеет следующую структуру акционерного капитала: 32,35% акций завода принадлежит АО "Автомобильный всероссийский альянс" (АВВА), 20,24% - ЗАО "Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации" (ЦО АФК), 2,69% - ЗАО "ИФК". В свою очередь, АвтоВАЗу принадлежит 85,9% акций АВВА, 50% акций ЦО АФК, и 51% - ЗАО "ИФК". Еще 10% акций ЦО АФК контролирует АВВА. Иными словами более 70% акций ОАО "АвтоВАЗ" находятся у номинальных держателей, и принадлежат либо самому предприятию, либо подконтрольным ему структурам. Из "посторонних" в акционерах завода числятся государственный Внешэкономбанк, владеющий пакетом в семь с небольшим процентов акций, и опять же государство с его полутора процентами. Около 16% акций обращаются на фондовом рынке и принадлежат различным юридическим и физическим лицам. Подобная структура досталась заводу в наследство от смутной эпохи приватизации, когда, чтобы выжить, приходилось пускаться во все тяжкие. Были и сомнительные проекты совместно с "ЛОГО-ВАЗом" Бориса Березовского, и бартерные сделки, и кабальные договоры на поставки комплектующих от смежников. Перекрестную схему владения заводом внедрили для того, чтобы защититься от возможного враждебного поглощения кредиторами.

Государство воспользовалось неразберихой с собственностью на заводе, чтобы вернуть контроль над предприятием. Попросту говоря, выловило рыбку в мутной воде. Весь вопрос в том, с какой целью? Вроде бы власти не собираются ни национализировать, ни покупать завод. По словам Бориса Алешина, "Рособоронэкспорт" всего лишь направил своих менеджеров для оптимизации его работы. Решение, безусловно, скорее управленчес

На верх