13/01/2006
"Гудок": Готовность номер "Евро-2" (1)



"Гудок": Готовность номер "Евро-2" (1)


С апреля в России будут запрещены производство и импорт автомобилей, не соответствующих европейскому экологическому стандарту "Евро-2". Отечественные грузовики, по оценке производителей, подорожают в среднем на 1 - 3 тыс. евро. Это приведет к росту расходов на обновление парка грузовых перевозчиков, увеличению в нем доли старых машин, а также к росту тарифов на перевозки, считают участники рынка.

С 20 апреля в РФ будут запрещены производство и импорт автомобилей, автобусов и грузовиков, выхлопные газы которых не будут соответствовать техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ". Этот техрегламент был утвержден правительством РФ в октябре 2005 года.

Документ устанавливает ограничения по содержанию оксида углерода, углеводородов, оксида азота и дисперсных частиц в зависимости от вида топлива (бензин, дизель или газ), вида транспортного средства (легковой или грузовой автомобиль, автобус) и его массы. Требования техрегламента аналогичны европейскому стандарту "Евро-2", который был принят Европейской экономической комиссией ООН и действовал в Европе с середины 1992-го до конца 1995 года. В настоящее время - с января 2005 года - в Европе действует стандарт "Евро-4", а в 2008 году планируется принять уже "Евро-5".

В России действующие требования к выхлопам регулируются ГОСТами и значительно мягче "Евро-2", пояснила советник центра общественных связей Министерства промышленности и энергетики (это министерство курировало разработку и введение техрегламента) Ирина Мальцева. В Минпромэнерго рассчитывают, что принятие технического регламента повысит конкурентоспособность отечественных производителей автомобилей и ограничит ввоз в Россию устаревшей техники. "В то же время, - заявила Ирина Мальцева, - вступление в силу техрегламента не означает, что будут закрыты традиционные для российских производителей рынки - пространство СНГ, страны Азии и Африки, во многие из которых можно поставлять автомобили, соответствующие сегодняшним российским стандартам".

Принятие регламента несколько раз откладывалось, в последний раз было перенесено с января на апрель 2006 года. По словам Ирины Мальцевой, задержка была обусловлена тем, что российские автопроизводители не были готовы к введению европейских стандартов. Кроме того, для введения стандарта на двигатели было необходимо принятие регламентирующих документов на топливо. Сейчас они внесены в правительство РФ. Много времени заняли консультации с отраслевыми специалистами и заинтересованными участниками рынка.

В результате основные игроки российского рынка продаж грузовиков - КамАЗ, МАЗ, Руспромавто (куда входят ГАЗ и Урал) и ЗИЛ - успели подготовиться к введению "Евро-2" и поэтому серьезных изменений и перераспределения долей на рынке в апреле не произойдет, уверен аналитик инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Гайрат Салимов. По его оценке, сегодня объем рынка продаж новых средних и тяжелых грузовиков в России составляет приблизительно 65 тыс. в год. При этом самым крупным игроком является КамАЗ с объемом продаж 30 - 32 тыс., на втором месте находится Руспромавто (24 тыс. автомобилей), а на третьем - МАЗ (с объемом производства 20 тыс. автомобилей в год, большая часть которых экспортируется в Россию). Еще одним заметным игроком является ЗИЛ (в 2005 году около 8 тыс. автомобилей). Объемы продаж в России двух лидирующих зарубежных производителей - Scania и Volvo - не превышают 1 тыс. грузовиков в год.

Введение экологического стандарта приведет к росту цен на грузовые автомобили, считает Гайрат Салимов. По оценке начальника управления по связям с общественностью и госорганами Руспромавто Владимира Торина, введение "Евро-2" приведет к подорожанию грузовиков холдинга на 300-1500 долларов в зависимости от модели. При этом Владимир Торин не исключил возможность сокращения объема продаж. По его мнению, предприятия холдинга готовы к введению "Евро-2": более половины средних и тяжелых грузовиков, выпускаемых Руспромавто, соответствует этому стандарту. В то же время доля автомобилей

На верх